Наша группа Вконтакте

Лифты и лестницы

На самом деле эволюция человека-разумного началась не с «палки-копалки», а с того момента, когда он перешел от мышления в плоскости – до мышления в трехмерном пространстве. Благодаря этому прогрессу была придумана эволюционная лестница, которая под влиянием времени и научно-технического прогресса превратилась в эволюционный скоростной лифт. Чему способствовало непреодолимое и постоянное стремления разума человека любыми путями зафиксировать свое превосходство над всеми остальными существами в природе.

Амбиции человека смогли покорить воздух, однако им не удалось там прижиться. Со временем был придуман способ решения и этой проблемы: оставаться на земле и в то же время быть над землей. Таким образом, было придумано строительство многоэтажных зданий и получена новая проблема сообщения этажей между собой. Другими словами, после колеса в срочном порядке была придумана лестница…

Лестница


Механические подъемники (эскалаторы, лифты), также как и наклонные плоскости (пандусы) или лестницы – были созданы для сообщения между помещениями, площадками или этажами, которые находятся на разных уровнях. Если использовать термины объемно-планировочной композиции: все лестницы условно делятся на вспомогательные, основные и входные. Входные лестницы расположены в нише (заглубление) дома или снаружи. Основные лестницы как раз помогают всем нам спокойно перемещаться между площадками и этажами дома. Вспомогательные лестницы предназначены для удобного доступа в подвал, также в домах выше 10 метров обязательно устанавливаются пожарные вспомогательные лестницы, которые ведут на крышу и обычно расположены на фасаде дома.

Что именно требуется от лестниц? Требований не так уж и много: она должна обеспечивать возможность эвакуации людей во время пожара и транспортировку мебели, должна обладать достаточной пропускной способностью (определяется плотностью народонаселения в данном здании или человекопотоком), должна быть безопасной во всех отношениях (особенно в отношении пожарной безопасности), а также быть прочной. Ну и, конечно же, быть эстетичной, куда без этого?

Во время проектирования и выбора лестниц – необходимо учитывать их значимую роль в создании объемно-планировочной архитектурной и структурной композиции, так как в любом проекте здания не бывает незначительных мелочей или вещей. От отделки, формы, размеров и удобного расположения лестницы во много зависит композиция фасадов, интерьер основных помещений, а также комфорт дома.

Давайте попробуем разобрать конструкцию лестницы на «подлежащее» и «надлежащее». Любая лестница состоит из двух основных элементов: лестничных маршей и площадок. Площадки, в свою очередь, делаться на промежуточные (междуэтажные) и этажные, которые расположены на уровне пола этажа. Марш является функциональным и конструктивным элементом, предназначенный для соединения двух лестничных площадок, которые служат для него опорой. Марш состоит из набора ступеней, которые укреплены на двух (иногда на одной) наклонных балках. В том случае, если эти балки располагаются по бокам (торцам) ступеней – они называются тетивами, а если под ступенями – косоурами. Так же, как известно практически каждому, все лестницы должны быть оснащены ограждениями с поручнями (перила на высоте от 80 до 100 сантиметров).

В зависимости от того, какое количество маршей соединяет два смежных этажа, лестницы подразделяются на одно-, двух- и трехмаршевые (при высоте этажа более 4,2 метра или при установленном лифте). В плане формы, лестницы делятся на винтовые (иногда их называют веерными), криволинейные и прямолинейные с поворотом. Форма устанавливаемых лестниц зависит от взаимного расположения площадок и маршей.


Как известно, лестница – устройство довольно громоздкое, поэтому основной задачей архитекторов во время индивидуального проектирования – является создание как можно компактных лестниц. Именно с этой целью во многих коттеджах довольно часто проектируются так называемые забежные ступени, в сочетании с поворотами и отсутствием промежуточных площадок для отдыха. Подобные клиновидные ступени как бы заходят одна за другую. Следует отметить, что в самых узких участках лестницы (обычно – это внутренний участок поворота) ширина ступенек должна быть больше 80 миллиметров. Самым оптимальным вариантом является ширина в 120 миллиметров.

Горизонтально расположенная плоскость ступени называется проступью, а расстояние, которое разделяет две проступи – называется подступеньком, который обычно равняется высоте ступеньки. Согласно установленным нормам, количество ступеней одного лестничного марша не должно быть меньше 3 и не больше 18. Однако на практике можно встретить марши, количество ступеней которых значительно превышает 18. Ширина лестничного марша, которая определяется расстоянием между двумя перилами или же перилами и стеной – должна быть не меньше 90 сантиметров, в ином случае довольно проблематично будет разминуться двум людям, идущим на встречу. Ширина межэтажной лестничной площадки должна быть такой самой, как и марша или больше, а вот ширина этажной (основной) площадки помимо этого должна быть достаточно просторной, что бы удобно расположить двери квартира и лифт (если он присутствует).

Также весьма важным фактором для удобства эксплуатации лестницы является её наклон, то есть отношение высоты марша к его горизонтальной проекции или же отношение подступенка к проступи. Во время подъема по лестнице человек должен тратить приблизительно в два раза больше энергии, чем во время ходьбы по горизонтальной поверхности. Средняя ширина шага человека составляет от 57 до 64 сантиметров. Таким образом, для сохранения ритмичности, наклон лестницы должен быть равен 27 градусам или 1:2. В таком случае, ширина проступи должна быть равна 30 сантиметрам, а номинальная высота подступенка – 15 сантиметрам (с учетом зазоров, конструктивный размер – 148 миллиметров). Увеличенная в два раза высота подступенка (150х2=300 миллиметров) и ширина ступени в 300 миллиметров в сумме дадут средний человеческий шаг – 60 сантиметров.

Во время строительства жилых зданий самыми распространенными являются железобетонные типовые лестницы с наклоном марша 1:2. Однако при строительстве коттеджей широко используются лестницы и с более крутыми подъемами (уклон 1:1,75, 1:1,5 и другие, более крутые лестницы), благодаря чему они занимают намного меньше площади. Ширина проступец в таких лестницах может быть 25 сантиметров и меньше, а высота подступенков – 18 сантиметров и больше. Высота лестниц, ведущих на мансарду или в подвал, довольно часто имеет уклон 1:1 (45 сантиметров).

Для комфортного подъема и спуска по лестнице – ширина проступи не должна быть меньше длины человеческой ступни. Увеличить ширину ступени на 30-50 сантиметров можно с помощью валика проступи или напуска над подступенком.

Ступени лестниц могут быть металлическими, деревянными, железобетонными и каменными (в основном входные, наружные или в старинных зданиях). Металлические ступени обычно устанавливаются на пожарных (фасадных) лестницах, а также на лестницах, имеющих сложные очертания или большую протяженность марша. В этом случае на стальные косоуры укладываются наборные ступени. В независимости от используемых материалов, нагрузка лестницы для жилых зданий должна составлять 300 кг/м.

В современной строительной практики конструкции лестниц чаще всего выполняются из железобетонных типовых элементов, которые рассчитаны на стандартную высоту этажа 2.7 м, 2.8 м, 3 м, 3.3 м и так далее.

Самой простой в монтаже, изготовлении и экономичной является конструкция крупноэлементной двухмаршевой лестницы, которая состоит из двух однотипных площадок и двух однотипных встречных маршей. Такая лестница изготавливается из сварного армированного каркаса и проволоки, а также бетона 200 марки. Марши состоят из 2 косоуров и упакованных на них ступеней, которые были отформованы и укреплены в единый элемент на заводе железобетонных изделий. Для более удобного устройства перил и укладки маршей – оставляются зазоры в 10 сантиметров. Лестничные площадки выполняются в виде плиты, укрепленной по нижнему контуру с помощью усиленных перил, на которые устанавливаются два лестничных марша (ведущие вниз и вверх). Лестничная площадка и марш закрепляются между собой с помощью сварки закладных деталей.

С торцевой стороны лестничной площадки обычно устанавливаются специальные «ушки» - консольные выступы, с помощью которых площадка опирается на гнезда в кирпичных боковых стенах лестничной клетки. Также возможен вариант, когда ребра контуров площадки укладываются на специально установленные в стенах стальные «столики».

Обычно на строительную площадку поступают лестничные марши с чисто отделанными ступенями. Во избежание уменьшения полезной ширины лестницы – сбоку устанавливаются металлические пластины, к которым будут привариваться перила. При наличии широких лестничных маршей (120 сантиметров и больше), стальные стойки укрепляются в гнездах в площадках и проступях, после чего гнезда заливаются цементным раствором. Также можно встретить конструкции лестниц с накладными проступями, например, из керамических плиток или мозаичные. Данные элементы устанавливаются на растворе, после установки всех ступеней.

Более эстетичными и рациональными будут открытые лестницы, выполненные из мелкоразмерных элементов, различных форм и габаритов. В одних случаях они состоят из тетив, в других случаях – из отдельных косуаров, а также плит и балок лестничных площадок, ступенек. Деревянные и железобетонные мелкоэлементные конструкции лестниц обычно применяются при строительстве малоэтажек. В этой ситуации используются краны грузоподъемностью до 500 килограмм. Следует отметить, что создание таких лестниц требует очень больших затрат труда, а также их стоимость приблизительно на 40 % дороже крупноэлементных конструкций.

При установке железобетонных мелкоэлементных лестниц, ступени укладываются либо по одному (расположенному на продольной оси марша), либо по двум косоурам. В тех местах, где марши примыкают к лестничным площадкам – укладываются специальные ступени, которые называются «фризовыми». Они не отличаются от остальных ступеней по высоте, длине или характеру отделки. Единственным отличием фризовой ступени от основных является ширина, которая немного меньше, так как эта ступень частично опирается на площадочные балки и частично на косоуры. Железобетонные балки и косоуры создаются с прамоугольным сечением, поэтому для опоры косоуров в площадочных балках вырезаются специальные гнезда.

На сегодняшний день все большее распространение в европейских странах получают веерные и винтовые лестницы. Они красивые, недорогие, могут устанавливаться как посредине помещения, так и у стены, занимают очень мало места, однако во время монтажа требуют высокой квалификации и навыков от мастеров. В качестве центральной несущей опоры винтовой лестницы обычно выступает металлическая труба, к которой через каждые 15-20 сантиметров по окружности привариваются консольным образом (или же любым другим доступным способом) клиновидные проступки длиной 70 и больше сантиметров. Проступки могут быть пластмассовыми, деревянными или же из нержавеющей стали с верхней шероховатой плоскостью. Также может полностью отсутствовать подступенок, а широкая сторона ступеньки будет крепиться к ограждающей стене или к стойке перил.


Лифт


Как всем известно, первые лифты были созданы в Египте. Их использовали при возведении пирамид, а приводился весь механизм с помощью человеческой силы или, иногда, животных. Подобное новшество было задействовано исключительно для поднятия тяжелых грузов.

Первые серьезные технологические изменения относительно лифтов произошли в 1853 году, когда был изобретен редукторный лифт американским изобретателем Элайшем Грейвсом Отисом. Данная машина была первым относительно безопасным устройством в своем роде. Это стало возможным благодаря изобретению специального устройства («ловителя»), который предотвращал падение кабины лифта при обрыве троса. С этого момента развитие технологий подъемных механизмов начало набирать темпы.

Некоторое время спустя – было зафиксирован факт изобретения электрического лифта. Он отличался большей высотой подъема и скорость передвижения. С появлением безопасных подъемных машин стало возможно строительство зданий с большим количеством этажей, а также значительно упрощало подъем и минимизировало площадь застройки. Таким образом, именно лифт сыграл ключевую роль в развитии крупных городов и возможности строительства небоскребов. Слово «лифт» происходит от английского «lift», что в переводе означает «поднимать». Лифт – грузоподъемное стационарное устройство периодического действия, которое предназначено для подъема, как грузов, так и людей. Перемещение на определенную высоту пассажиров происходит через определенное время партиями, при этом перемещение лифта осуществляется с периодическими остановками для посадки или высадки людей. Лифт – это самый распространенный подъемник периодического действия.

Следует отметить, что ещё одним распространенным подъемником людей может стать фуникулер. Устройства данного рода обычно используются на крутых подъемах. Так, например, для того, что бы подняться на гору Монмартр (в Париже), можно воспользоваться как обычной лестницей, так и фуникулером. Ещё одним представителем подъемно-транспортных машин непрерывного действия является эскалатор. Посадка и высадка пассажиров с машин такого рода осуществляется без остановок в процессе работы. Наибольшее распространение эскалаторы получили в больших общественных постройках (универмагах, вокзалах, портах, метрополитенах и так далее), где имеет место интенсивный и значительный пассажиропоток. А в тех местах, где пассажиропоток сравнительно небольшой и непостоянный (административные здания, жилые дома) – устанавливаются лифты.

По виду приводов все лифты можно разделить на гидравлические и электрические, а по области применения они делаться на специальные, грузовые и пассажирские. Упрощенная модель электрического пассажирского лифта представляет собой кабину, которая подвешена в вертикальной шахте на стальных тросах (канатах). Канаты наматываются на барабан лебедки, которая установлена в машинном помещении. Движение кабины происходит по направляющим, которые закреплены на стенах шахты. Следует отметить, что угол наклона к вертикали не должен превышать 150 градусов. Помимо электрических приводов – также широко используются и гидравлические.

Обычно гидравлические лифты устанавливаются в зданиях с небольшой интенсивностью движения и малым количеством этажей. Согласно оценке специалистов, на сегодняшний день, в мире используется более одного миллиона лифтов. Потребности человечества в технике подобного рода постоянно увеличивается. Именно поэтому можно утверждать, что появление на рынке лифтового оборудования, предназначенного для перемещения грузов и пассажиров, высшего класса – является результатом совмещения постоянного совершенствования деталей и узлов, опыта, а также многолетних разработок.

Ко всем выпускаемым лифтам предъявляются свои строгие требования. Во-первых, они должны быть безопасными для пассажиров и надежными при эксплуатации. Во-вторых, лифт обязан соответствовать всем требованиям с архитектурной точки зрения, которые предъявляются в соответствии с проектом здания. Другими словами, лифт должен органично вписаться в проект здания, а все необходимое технологическое оборудование – компактно и эргономично размещаться. Весьма важными являются и экологические нормы. Например, должны отсутствовать вредные и неприятные запахи во время работы лифта. Помимо этого все более важными и определяющими при выборе оборудования становятся такие характеристики, как скорость подъема и грузоподъемность лифта.

В области внутреннего дизайна лифтовой кабины существует довольно большой выбор. Также следует отметить, что современные качественные лифты отличаются отсутствием шума и вибрации, а торможение и ускорение происходит плавно и почти незаметно. В банках, деловых центрах и других общественных зданиях является обычной практикой установка лифтов, которые позволяют обслужить большие потоки пассажиров во время прихода и ухода сотрудников с работы. При этом практически нет необходимости в увеличении количества лифтов или же их грузоподъемности. На сегодняшний день, подобные задачи помогает решить специальное программное обеспечение, которое устанавливается в некоторые модели лифтов от ведущих мировых производителей. Так, например, существуют специальные программы, которые помогают сократить к минимуму время ожидания лифта. Очень часто наблюдается практика установки панорамных лифтов в выставочных или торговых комплексах. Панорамные лифты могут обладать самой различной конфигурацией, и предназначены для обозрения. Для создания максимального угла обзора очень часто используются специальные стеклянные панели, которые могут быть установлены от потолка и до пола. Ну и конечно же всегда при выборе лифтового оборудования следует учитывать затраты ресурсов на его эксплуатацию, например, электроэнергию.

Предприятия вынуждены постоянно повышать качество своей продукции из-за конкуренции на лифтовом рынке. Чему значительно поспособствовала установка высокотехнологического современного оборудования, модернизация производства, а также постоянные разработки новых конструкций лифтов. Благодаря расширению номенклатуры товара предприятиями-изготовителями, заказчики обладают очень большим выбором лифтового оборудования. Так, наряду с серийными и типовыми проектами, производители лифтов всегда готовы выполнить индивидуальный заказ. Например, в связи с внедрением новых норм строительства, многими производителями настроен выпуск лифтов для транспортировки бригад пожарных подразделений. Также системы управления лифтами выполняются на разных элементных базах, что позволяет обеспечить необходимый режим работы лифта, в соответствии с типом здания, в котором он устанавливается.

Все лифтовое оборудование, которое представлено на современном рынке, можно разделить на две категории: дорогие престижные лифты и более дешевые модели. Первая категория оборудования является достаточно узкой и представлена в основном техникой зарубежных производителей. Вторая категория более широкая и ориентирована на отечественных производителей. В связи с тем, что лифт является обязательным условием комфортного проживания в многоэтажных зданиях – требования заказчиков будут неуклонно расти вверх. Данная закономерность касается обеих категорий лифтового оборудования.

Последние достижения в лифтостроении, в сочетании с использованием современной электроники и информационных технологий – способствуют повышению быстродействия, уровня комфорта и надежности. Так, например, компанией «Schindler» (крупный швейцарский производитель) была предложена интеллектуальная программа «Місоnіс 10 тм»для оптимизации движения лифтов. Принцип работы всей системы основан на довольно оригинальной мысли: этаж назначения должен вводиться ещё до момента входа в кабину лифта. Системой направляется определенная кабина к конкретному пассажиру, который в свою очередь получает информацию, к какой кабине необходимо подойти. В результате пассажиры, которые проживают или работают на одном этаже, группируются. Данное решение позволяет свести к минимуму количество остановок во время движения к пункту назначения.

Ещё одна новинка была предложена компанией «Otis» - лифт Gen2. В данном лифте были применены плоские полиуретановые армированные тросы, которые отличаются повышенной гибкостью, долговечностью и прочностью. Благодаря этой технологии, система Gen2 комплектуется безредукторной лебедкой со встроенным дисковым тормозом. Также значительно уменьшены размеры лебедки. Благодаря подобному новшеству, строители могут отказаться от проектирования машинного отделения.

На сегодняшний день, в зависимости от устанавливаемой модели лифта, машинное помещение может отсутствовать, находиться в непосредственной близости от шахты (например, на одном из этажей) или же располагаться прямо над шахтой лифта. Первый вариант становится все более популярным, так как отсутствие машинного помещения позволяет вписать шахту лифта практически в любое здание.

Лифт с проходными дверями


Кабины данных лифтов отличаются тем, что они оборудованы двумя дверями. На определенных этажах, согласно плану архитекторов, двери могут открывать в одну или другую сторону или же обе двери сразу. Данное решение позволяет проектировщикам достичь дополнительной гибкости, которая порой необходима при создании здания.

Следует отметить, что в 1998 году было начато производство специальных лифтов для больничных заведений и лифтов с нижним машинным отделением. Одной из важных задач проектировщиков является решение этажного холла. Существует достаточно большой выбор панелей дверных проемов, индикаторов, а также большой выбор кнопок. Этажные двери лифта могут быть сделаны из из нержавеющей стали или пластика и окрашены в необходимые цвета для того, что бы вписаться в интерьер холла.

Дизайн лифта


Очень много внимания современными производителями лифтов уделяется именно дизайну кабины. Как было упомянуто выше, практически все современные кабины лифтов предохранены от умышленного повреждения. Исключением могут быть только системы, которые предназначены для установки в частных резиденциях.

Традиционно внутреннюю часть кабины покрывают металлическими щитами, которые окрашиваются порошковыми высокопрочными эмалями. При этом заказчик располагает очень большой гаммой цветов и оттенков. Допускается отделка внутренней части кабины ламинированным пластиком, разными породами дерева и панелями из нержавеющей стали. Пол кабины обычно закрывается металлическим листом и ковровым или резиновым покрытием, также возможно использование натуральных камней. «Изюминкой» дизайна любой кабины лифта являются зеркала и поручни. Осветление кабин осуществляется посредству люминесцентных или галогеновых светильников с плафонами различных форм.

Появление на рынке лифтовой продукции кабин с телескопическими дверьми – позволило заказчикам значительно уменьшить ширину шахты, а значит, и освободить дополнительную площадь для внутренних помещений здания.

На сегодняшний день, специалисты разных фирм могут предложить Вам решение всего комплекса задач: от поставки оборудования и проектирования – до сервисного обслуживания и монтажа, а при необходимости и полного капитального ремонта.
Оставить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:
Сколько букв в слове ТОПОР?
Ответ:*
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Мы в соц. сетях
Поиск по сайту
Полезные ссылки